Среди обителей, основанных по благословению преп. Серафима Саровского была и Знаменская женская монашеская община. Первоначальницей в этих местах стала крестьянская девица Анастасия Семёновна Логачёва, в монашестве Афанасия, родом из с. Кудлей Ардатовского уезда.
«В 1809 году 16 декабря, как значится в метрических книгах, хранящихся при Николаевской церкви села Кудлей Ардатовского уезда Нижегородской епархии, «удельного ведомства у крестьянина Семена Васильева и жены его Мавры Логачевых родилась дочь, нареченная во святом крещении Анастасия».
С двенадцати лет Настя стала уходить в лес к своему родному деду Василию Логиновичу Логачеву на пчельник, стоявший на том самом месте, которое в дальнейшем было отведено под кладбище для Курихинского богаделенного дома.
Узнав о высокоподвижнической жизни отца Серафима Саровского и о том, что он никому не отказывает в руководственных советах в деле спасения, Анастасия отправилась к нему, чтобы испросить благословение на пустынножительство. Тогда ей было около 17 лет. Отец Серафим, окруженный толпой народа, пришедшего из разных мест, обратился прежде всех к Анастасии, стоявшей позади толпы, с робостью и вместе страхом смотревшей на святого старца, и сказал: «Поди ты сюда, Анастасия». Подошедши к нему, испросив у него благословение, она как бы онемела и по робости ничего не сказала; сам отец Серафим предупредил ее, сказав:
«О чем ты думаешь, чего желаешь, благословит тебя Царица Небесная, но не пришло еще время». С сими только словами и отпустил ее. Чрез некоторое время Анастасия Семеновна вторично пришла к отцу Серафиму с той же заветной мыслью о пустынножительстве. На сей раз он дал ей совет сходить в Киев на поклонение святым угодникам Божиим и просить там через них благодатной помощи на такое трудное дело. С великой радостью стала собираться в далекий путь Анастасия Семеновна — с полной надеждой на молитвенное в пути содействие со стороны отца Серафима, под осенением его святого благословения. Во время этого
путешествия в Киев она, между прочим, научилась грамоте, у кого именно и как скоро, неизвестно. Есть предание, что она научилась грамоте у девиц келейниц, дававших приют странницам.
В 1832 году преподобный Серафим Саровский благословил Анастасию на пустынножительство, в месте, где почувствует запах курящегося ладана, исполнить благословение она смогла только в 1850 году. Местом подвигов матушки стала Святая Куриха, где в то время подвизались двое саровских монахов, знаменитых тогда старцев. Руководимая ими Анастасия прошла духовный
путь отшельничества, столпничество (моление на камне) и затвор.
За пять лет жизни в лесу Господь даровал Анастасии четыре источника, которые сохранились до наших дней.
В 1855 году Анастасия была переведена в Ардатовский Покровский монастырь послушницей. В 1863 г. по распоряжению епархиального начальства послушница Анастасия переведена в ново открывшийся Николаевский Улалинский женский монастырь, где Преосвященный Порфирий, епископ Томский постриг Анастасию в монашество с именем Афанасия и поставил ее начальницей монастыря.
По предсказанию преподобного Серафима Саровского, место духовного подвига матушки не было оставлено. Матушка Афанасия скончалась в 1875 году, а в 1888году на Святую Куриху переселились сестры общины села Ризадеево Ардатовского уезда.
Император Александр III, по ходатайству графини А.Д. Блудовой, после трагедии на железной дороге, чудом оставшись в живых, в благодарность Богу пожаловал сестрам в вечное пользование пять десятин земли с лесом в урочище Куриха с условием, что те в три года построят церковь. Неимоверными трудами сёстры, живя в землянках, таскали огромные брёвна, воздвигая своими силами, деревянный, пятиглавый на каменном фундаменте, крытый железом храм с деревянной колокольней. 2 октября 1894 года храм был освящён в честь иконы Божией Матери «Знамение».
Была восстановлена землянка матушки Афанасии, построено 3 кельи и корпус начальницы, сооружены под одной кровлей хозяйственные помещения: конюшня, амбар, погреба, сенник, скотная избушка и пчельник.
С 1894 по 1899 годы сестричество именовалось женским Знаменским богадельным домом. 20-26 декабря 1899 года указом Святейшего Синода женский богадельный дом при урочище Куриха был переименован в монашескую общину с наименованием «Знаменская». В начале 20 века Курихинская Знаменская община росла, укреплялась экономически, становилась в уезде всё более известной. С 1904 года у общины появилось подворье в Нижнем Новгороде. На 1904 год в общине проживали 3 монахини и 73 послушницы, а к 1910 году монашествующих насчитывалось уже 91 и воспитывалось 5 девочек-сирот.
После революции для сестер обители начались трудные времена. Община как-то просуществовала до 1927 года в январе 1928 года Знаменский храм закрыли, община перестала существовать. Храм после закрытия разобрали и перевезли в п. Сарма, в нем разместили контору леспромхоза. В 1985 году радетели выкупили здание конторы, отремонтировали, установили купола, с 1 августа 1998 года возобновилась церковная служба.
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) в разговоре со своим референтом - Ольгой Буковой, сказал о Святой Курихе такие слова: -«По времени по многолюдству Святая Куриха будет не менее Дивеево». Знаменский монастырь входит в ареал 30-ти верст, вымоленных преподобным Серафимом Саровским, где уже прославились на весь мир Свято-Троицкий Серафимо — Дивеевский женский монастырь в с.Дивеево, Свято - Успенский мужской монастырь Саровская пустынь в закрытом г. Саров.